Цемент
Фото: Коммерсантъ
Поделиться:
18.09.2023

Цемент просыпался из вагонов [За кадром]

«Объем перевозки цемента по одному из основных логистических каналов – железной дороге – впервые с начала строительного сезона сократился в пользу автотранспорта»Коммерсантъ от 13.09.2023.
 
Добавим оставшиеся за кадром комментарии.
 
О трендах в перевозках. За последние 15 лет доля отгрузки цемента с завода автотранспортом увеличилась на 30 п.п. Если посчитать, какое количество цемента доставляется автотранспортом до конечного потребителя, то этот показатель будет более 75%.
 
Доля перевозок железной дорогой в I полугодии 2023 года уменьшилась на 0,3 п.п. с 41,5% до 41,2% к соответствующему периоду прошлого года. Объем ж/д перевозок составил 12,2 млн тонн, что на 0,5 млн тонн (+4,0%) больше, в то время как объем перевозок цемента автотранспортом увеличился на 0,9 млн тонн (+5,4%) до 17,5 млн тонн.
 
То есть, тренд последних 20 лет продолжается – больший объем цемент переходит на автотранспорт.
 
О переходе на другие способы доставки. Процесс не быстрый и не всегда зависит от производителей. Например, в сегменте производства ЖБИ есть предприятия, спроектированные на прием цемента железнодорожным транспортом – есть все необходимое оборудование, силосы и т.д. Переключить такого потребителя на автомобильный транспорт достаточно сложно, если он сам в этом не заинтересован. Для приема цемента автотранспортом потребуется спецоборудование.
 
Следующий момент, это наличие специализированного автомобильного транспорта – автоцементовозов. Если до 2022 года его можно было закупать в Европе, то в настоящее время есть сложности. Насколько нам известно, если сейчас заказать партию автоцементовозов, в лучшем случае вы получите ее через год.
 
О стоимости доставки. Принято считать, что поставки автотранспортом выгоднее ж/д до 300-400 км. Все, что выше – железнодорожный либо речной/морской транспорт.
 
Если расстояние перевозки превышает 300 км и нужна перегрузка с ж/д на автотранспорт, чтобы доставить товар до потребителя, то такая смешанная перевозка будет самой дорогой из-за стоимости перевалок из одного вида транспорта в другой, из-за хранения и потерь.
 
Прокомментируем предложение эксперта, выбранного журналистами:
 
«Вариантом выхода из логистического кризиса для цементной отрасли господин Бурмистров считает модернизацию самих производств. По его мнению, предприятия могут переориентироваться на выпуск более дорогостоящей продукции, например сухих строительных смесей, или искать альтернативные варианты упаковки. Цемент в big box (плотная упаковка большого объема) можно перевозить в полувагонах, отметил эксперт».
 
Предложенные «решения» наносят вред строительной отрасли, так как сделаны на основе поверхностных знаний проблематики.
 
На расстоянии свыше 300 км, если потребитель цемента имеет приемные устройства для получения продукции ж/д транспортом – перевозка с использованием хоппер-цементовоза является наименее затратной с учетом погрузки, выгрузки и хранения. Любые новации ведут к удорожанию стоимости продукции у потребителя, не говоря уже о капитальных затратах, которые должны понести потребители для приема цемента иным образом, нежели из специализированного подвижного состава.
 
У опытного логиста цементного предприятия таких «эффективных» решений в истории было перепробовано много. Можно было написать книгу «Хождение по мукам». Жаль, что название уже использовали. Полувагоны о которых говорит эксперт, не являются решением, так как проблема сезонной перегруженности железных дорог не уходит, а конкурировать за ограниченный ресурс вагонов придётся с металлургами и угольщиками.
 
Хуже всего, что такого рода рекомендации уводят дискуссию от очевидного – необходимости снижения сезонности потребления цемента строителями. Более равномерное потребление строительных материалов в течение года – единственное решение, не требующее больших капитальных затрат, и является системным для всех участников, кроме посредников и спекулянтов.
 
Возможно, Вам будет интересно:
Партнеры о нас